Вы вошли какГость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS31.05.2020, 09:23
В этом разделе можно задать вопросы без регистрации на сайте
                           
                    

В этом разделе можете задать вопрос быстро и легко,

без вашей регистрации на сайте

(темы вопросов: психология, оздоравливающее мышление)

Чтобы задать вопрос, нажмите здесь

Вопросы:       

О чем новая тема «Либидо», которая появилась в курсе обучения СГМ?

Ответ: Либидо — это половое влечение, об этом и тема. Стоит уделить этой теме большое внимание потому что, во-первых, половое поведение человека тесно вплетено в социальную жизнь, а значит, очень важно, и для самого человека и для его окружающих, чтобы оно было здоровым. Во-вторых, надо с самого раннего возраста заботиться о формировании здорового полового поведения у подрастающего поколения. А как вы это будете делать, если сами не имеете правильных представлений об этом?
Ю.М.Орлов — автор системы знаний «Саногенное Мышление» имел большой опыт семейного консультирования, которое включало и вопросы сексуальной гармонии между супругами. Он много говорил и писал о половом воспитании и о здоровой сексуальности.
Мы решили знания Ю.М.Орлова в области сексуального поведения, которыми он делился через лекции и книги сделать более доступными для понимания и освоения. Поэтому мы собрали эти сведения и включили их в доступной форме в состав курса обучения саногенному мышлению отдельной темой «Либидо».
Почти дословная цитата Ю.М.Орлова: «Духовный мир человека не терпит пустоты. Отсутствие подлинных, научных знаний в области психологии полового поведения заполняется псевдознанием, состоящим из устаревших стереотипов, предрассудков, которыми человек пользуется в обыденной жизни, пожиная плоды незнания в виде аномалий психосексуального развития.
Литература по половому воспитанию может удивить и поразить скудостью и односторонностью трактовки. Вопросы полового воспитания либо сведены к примитивному биологизму и физиологизму, либо ограничены поверхностным морализированием. Многие думают, например, что развитие сексуальности человека это результат проявлений инстинкта и полностью запрограммировано физиологическими механизмами. Возникают неразрешимые противоречия. Например, если считать, что «природа сделала так, что мужчина должен испытывать влечение к женщине, и женщина в этом смысле предназначена для мужчины», то чем объяснить наличие таких отклонений, как гомосексуализм? Если «женщина предназначена рожать детей», то откуда и почему появляются женщины, которые не хотят этого делать и иногда даже оставляют новорожденных на произвол судьбы и заботы домов ребенка? Ясно, что такие объяснения возникают при недооценке или полном игнорировании социальной природы человеческой сексуальности..
.».
Можно читать Фрейда, можно искать информацию в интернете и книгах — все это приведет к информационной каше у вас в голове без базовых знаний. Оставьте это все на потом. Сначала пройдите курс обучения саногенному мышлению (тем более, что это не дорого, а польза будет огромной) и тему «Либидо», сформируйте правильные главные представления, а потом уже интересуйтесь тем, что кто-то что-то пишет еще на эту тему.
Либидо — одно из самых сильных чувств, оно тесно связано с другим сильным чувством — любовью и многими другими эмоциями. Либидо может принести как большое количество наслаждения и радости, так и привести к трагедиям,  поэтому так важно его осознавать, понимать и уметь им управлять.


Здравствуйте всем!
Мне 12 лет, и я уехала из России в 9 лет. Моя сестра уехала отсюда сразу, а я осталась здесь. 5 месяцев назад(примерно), начала общаться со старыми друзьями. Хорошо знаю язык, но при этом общаться мне легче на русском, шутить на нём могу. Например с парнями отсюда, мне вообще не хочется встречаться, а вот со старым другом общаюсь, и понимаю что с радостью бы начала (я знаю что мне ещё рано, но это важная вещь, поэтому думаю её надо озвучить). Мне с русскими интереснее общаться.. Да и в школе у меня тут проблемы(не в плане учёбы), просто опозорилась сильно. В Россие мои сёстры, другая родня.
Родители здесь не могут найти работу, но хотят здесь остаться. Да и будущее у меня здесь будет лучше. Но...
Как сказать что хочется вернуться? Да и правильно ли это?

Ответ: В вашем возрасте желательно определиться с целями в жизни и поступать, исходя из этих целей, конечно, учитывая ваши возможности и интересы ваших близких.

Попробуйте обсудить свои цели в жизни со своими родителями и близкими. Обычно, родители не враги своим детям.

Если трудно определиться с долгосрочными целями, не совершайте пока резких движений, думайте. Цель должна быть привлекательна для вас, она должна манить и мотивировать вас на учебу и самосовершенствование. 

А проблемы в общении (в школе, в семье, с противоположным полом) гораздо легче решаются, если человек понимает себя и других (понимает и свои и чужие эмоции), умеет управлять эмоциями.


Здравствуйте, подскажите как быть если поначалу взялся за дело, было интересно. Но потом пришлось отвлечься на время, интересы поменялись и уже нет такого желания это делать но закончить надо. Как себя воодушевить, заинтересовать заново.

Ответ: Надо закончить начатое, но нет желания. Что делать?
Можно включить силу воли и заставить себя — иногда это полезно, но такое насилие над собой не только тренирует волю, но и истощает психику, вырабатывает отвращение к данной деятельности, особенно, если насиловать себя приходится усиленно и долго
Можно пойти другим путем — ненасильственным. Для этого нужно уметь правильно мыслить. 
Вы должны понимать (точно знать), что такое желание, что такое потребность, что такое мотив, что такое цель, что такое подкрепление. Если вы будете хорошо разбираться в этих понятиях, то вы будете точно знать, о чем и как надо мыслить и что делать, чтобы у вас без насилия над собой появилось желание.
Но знать мало, надо еще и уметь. А для этого надо тренироваться в том, чтобы вызывать у себя нужные желания. И чем больше у вас будет опыта в этом, тем легче вам будет управлять собой без насилия, без волевого напряжения.
Кроме того, для правильного мышления необходимо иметь хорошо развитое воображение. Развитое воображение само не появится, оно тоже приходит с опытом его использования.

Таким образом, если бы вы привели конкретный пример и подробно описали свою ситуацию, то и ответ был бы более конкретный. А так, я ответил теоретически, и может показаться, что все это очень сложно. Это сложно для тех, кто никогда не изучал вопрос мотивации поведения. 
Во всем мире голову ломают над тем, как мотивировать людей работать, учиться, заниматься оздоровлением и т. д. Но все ходят вокруг, да около. В системе знаний СГМ этот вопрос решен кардинально: мотивацию надо повышать через обучение тех, кого надо мотивировать. Обучать надо тому, как не насилуя себя, вызывать у себя нужные желания.
Этому не сложно обучиться, если следовать методу Ю.М.Орлова. Через всю систему СГМ красной нитью проходит идея ненасильственного управления собой и другими. Присоединяйтесь! Пройдёте обучение СГМ, и в процессе обучения, вы приобретёте опыт ненасильственного управления, разовьёте свое воображение. Это будет способствовать вашей успешности в жизни.
Если вы уже обучаетесь и у вас возникают такие вопросы, то вам явно не хватает консультационной поддержки. У нас, приобретающие пособие, получают неограниченное количество бесплатных индивидуальных консультаций через эл. почту., а также консультации через Скайп.   


На мой взгляд, именно такой порядок рождения эмоции как в заголовке, если нет, то почему?

Ответ: Не тело производит эмоции, а психика. Психика первична для всего живого. Психика это совокупность информационных процессов, обеспечивающих целенаправленное поведение организма (его жизнедеятельность). А чтобы поведение совершать, нужен материальный субстрат — тело организма.

Когда говорят о  физиологии, биохимии, то говорят о теле. Гены это тоже тело а не информация. Гены это носитель базовой информации. Базовая информация, закодированная в генах, будучи раскодированной, используется для запуска процесса развития и усложнения функциональных (информационных) систем организма, которые обеспечивают и построение тела и всю жизнедеятельность организма.

Эмоции это сложные психические функциональные системы, обеспечивающие приспособительное поведение. Наиболее сложные из них — это социальные эмоции, такие как стыд, вина, обида, зависть, гордость, оскорбление и др.; они обеспечивают приспособительное поведение в социальной среде (в обществе). 

Таким образом, надо различать такие понятия, как тело и психика и понимать, что не из тела рождаются эмоции. 

Но, конечно, воздействие на состояние тела (повреждение, трансформация) в той или иной степени влияет на функциональные (информационные) системы, для которых это тело является субстратом (материальным носителем). Разрушение тела (особенно разрушение генов и нервной ткани) разрушает и психику.


Добрый день. В курсе Орлова при работе с медитативной графикой применяется десенсибилизация. Не понимаю как ее правильно делать. Из теории все эмоции человека переживаются через телесные проявления( ком в горле; учащенное сердцебиение). Я могу с помощью листа Благополучия ввести себя в покой, вопрос в том что не все зажимы, которые есть в теле , которые возникают во время эмоции,при этом расслабляются. Можно ли при таком состоянии заново поднимать травмирующий образ является ли такое состояние приемлемым?

Ответ: Телесные проявления эмоций это следствие переживаний. 
Переживания возникают чаще всего из-за внутреннего конфликта, который является блокировкой некоторых потоков психической энергии, вследствие чего и нарастает напряжение в психических функциональных системах организма. Вот это напряжение заблокированной энергии и вызывает переживания. Напряжение в психических функциональных системах может переноситься на физиологические функциональные системы, а может и не переноситься. Если переносится, тогда и возникают телесные проявления, в том числе и в виде телесных (соматических) заболеваний (конверсия эмоций в заболевание). Правда, болезни могут иметь и иную природу, связанную с эмоциями, основанную на законах научения.
Когда одна эмоция быстро превращается в другую, либо быстро угашается, то ее телесных проявлений не будет, хотя мы ее можем отчетливо прочувствовать (пережить).
Вытесненные эмоции тоже могут не иметь телесных проявлений, хотя скрытые переживания при этом имеются и эти переживания значимо влияют на принятия решений человеком. 
Переживаются всегда умственные операции, то есть поведения ума (потоки психической энергии и блокировки этой энергии с повышением психического напряжения, в случае внутреннего конфликта), а телесные проявления и ощущения вторичны.

Если вы владеете техниками глубокого телесного расслабления, то это не повредит вашей работе в технике медитативной графики, если их применять уместно, но несколько усложнит процесс.
Конечно, погружение в безмятежность в технике медитативной графики не снимает всех телесных проявлений эмоций, да и цели такой не ставится. Все телесные проявления пройдут только с полной проработкой настоящих и вытесненных эмоций, с приобретением привычек правильного мышления. 

То есть, погружение в безмятежность (в состояние глубокого покоя) нужно лишь для того, чтобы можно было хорошо сосредоточиться и хорошо воспроизвести ту ситуацию и ту эмоцию с которыми работаешь. Уровень покоя должен быть достаточным, чтобы произошло угашение терзающей эмоции, которую воспроизводишь на фоне этого состояния покоя и достаточным для проведения анализа (интроспекции, переосмысления) данной эмоции.


Здравствуйте. Простите не поняла Вашего ответа. Одна из техник, используемая Орловым в своем курсе-это угашение образа с помощью медитативной графики(Засчет чередования стимула благопрлучия с травмирующим стимулом.). В психологии, да и в самом курсе написано что это систематическая десенсибилизация, разработанная Вольпе. Ее суть расслабление индивидуальных зажимов в теле и потом поднятие травмирующего образа до катарсиса. Тоесть там основной аспект делается на теле. Если, как Вы сказали, не все эмоции переживаются в теле, то как можно применять десенсибилизацию в данных случаях. Или я что-то не понимаю? Вообщем скажите пожалуйста, чередование образов до катарсиса можно ли применять не при полном расслаблении зажатых мышц?Эффект катарсиса при этом будет. Тоесть угасится ли эмоция?

Ответ: Вольпе Орловым упоминается, но метод медитативной графики далеко не является копией его метода систематической десенсибилизации.

Ю.М.Орлов по-своему смотрел на то, что такое эмоция, поэтому не акцентировал внимание на телесных практиках расслабления. Хотя, он был согласен с Вольпе в том, что учиться работать с эмоциями надо начинать с наименее травматичных ситуаций.

Если вам нравится достигать расслабления по Вольпе и работать по его методике, пожалуйста, но это не метод медитативной графики, разработанный Ю.М.Орловым. Кто-то изучал йогу — у него могут быть другие предпочтения. 

Но если следовать методу Орлова и  тем рекомендациям, которые даны в пособии в разделе «Медитативная графика», то этого будет достаточно, чтобы достичь хорошего состояния безмятежности и расслабления для работы по угашению травмирующих эмоций через образы и рестимуляцию  и для аналитической работы с эмоциями (для интроспекции). При регулярных занятиях достигаемый уровень безмятежности, покоя и мышечного расслабления со временем повышается. 

Для достижения угашения эмоций важно научиться воспроизводить (рестимулировать) чувства из ситуации безмятежности, благополучия и на этом фоне воспроизводить чувства из травмирующей ситуации. Акцент надо делать именно на этом - на том, чтобы научиться рестимуляции, а телесное расслабление просто способствует воспроизведению чувства безмятежности на начальном этапе. Хорошая рестимуляция чувств из ситуации покоя сама по себе приводит к естественной релаксации и снятию различных зажимов.
 
Как строится работа? После правильной рестимуляции ситуации покоя, безмятежности наступает достаточно глубокое успокоение и расслабление. Потом, при  рестимуляции травмирующей ситуации, воспроизведутся болезненные чувства, а с ними вернутся и зажимы в теле и другие телесные проявления. Как только это произошло (или начало происходить), надо снова рестимулировать ситуацию покоя, успокоиться, расслабиться. И так чередовать до полного угашения болезненных эмоций, при рестимуляции травмирующей ситуации.

Таким образом, главное — научиться рестимуляции ситуаций благополучия, а не технике мышечной релаксации, которая может использоваться как вспомогательная. Поэтому, вам совет — делайте правильные акценты в своих занятиях, отличайте главное от второстепенного. 

А вообще, для саногенного мышления главное не столько научиться угашению посредством чередующихся рестимуляций, как научиться аналитическому мышлению (интроспекции) и переосмыслению через это своих эмоций, так как именно это ведет к фундаментальному угашению травмирующих эмоций и управлению ими в будущем.


Благодарю Вас за такие прекрасные и объемные ответы. Все стало понятно.
У меня к Вам еще один вопрос.
На данный момент у меня очень сильный страх, равносильный клаустрофобии, когда человека закрывают в помещении и у него не хватает воздуха из-за страха и он начинает задыхаться. 
Данный страх пытаюсь проработать по систематической десенсибилизации, просто потому что чувствую что телу так легче.
В связи с тем, что отсутствует адекватная консультационная поддержка профессионалов вроде Вас, все делаю неправильно и вообще, грубо говоря, занимаюсь ерундой.
Хотела Вас спросить как Вы считаете сколько раз в день мне на данный момент нужно заниматься по десенсибилизации, чтобы как можно быстрее прошел этот жуткий страх.
И за сколько на это уйдет в сумме времени (примерно) неделя, месяц. Просто психологически понимая время за которое можно выздороветь немного появляется уверенности, что этот кошмар не навсегда.
 

Ответ: Скорость избавления от страха зависит от того, во-первых, как этот страх возник: был разовый травмирующий эпизод, либо было много стрессирующих ситуаций, закрепивших этот страх; является этот страх базовым, либо за ним стоит другой страх; как давно возник — в раннем детстве, либо недавно и т. д., то есть нужно знать природу данного страха. Во-вторых, скорость избавления от страхов зависит от выбранного метода избавления и насколько он правильно применяется. 


К этому можно добавить, что некоторые методы избавляют от страха временно или замещают один страх другим.


Насколько эффективен метод десенсибилизации, о котором вы спрашиваете, и как часто нужно им заниматься я сказать не могу, так как этот метод мы не практикуем.


Могу порекомендовать пройти обучение избавлению от страхов у нас. Вам будет выслано специальное пособие именно для работы над страхами и обеспечена консультативная поддержка (подробнее об обучении управлению страхами здесь).  Стоимость обучения управлению страхами составит 5000 руб. Обретете раз и навсегда способность управлять любыми своими страхами. 


Здравствуйте. Будьте добры хотела спросить. Вот беру и анализирую конретную ситуацию стыда. Вот раскладываю какой я должна была быть в ДАННОЙ СИТУАЦИИ, почему и тд. Спрашиваю Как часто мое поведение соответствовало этим ожиданиям?, и понимаю что никогда. Тогда я еду дальше Какой я оказалась в ДАННОЙ КОНКРЕТНОЙ ситуации, Почему. И тут загвостка Спрашиваю себя:Можешь ли ты себя принять. В связи с этим мой вопрос: Если я задаю себе вопрос что ИМЕННО В ДАННОЙ СИТУАЦИИ можешь ли ты себя принять, то да я могу себя принять. Но если я начинаю думать что я такая буду всегда то тогда я не могу принять себя в данной ситуации. В связи с этим вопрос: Как строится это принятие? Принять себя именно в ДАННОЙ СИТУАЦИИ, не думая о том что я такая буду в будущем или принятие строится по иному. Не понимаю. И как в связи с этим скорректировать свои нереалистические ожидания. Не понимаю. Помогите пожалуйста.

Ответ: Принять себя означает изменить свои ожидания относительно себя, своего поведения и сделать их соответствующими тому, каков(а) ты есть на самом деле, в реальности. Надо честно сказать себе, что ты вот такой (такая) и измениться не получится (возможно и не стоит меняться, так как это потребует сверх усилий, да и ради чего нужно меняться тоже нужно четко себе представлять — стоит ли терзать себя стыдом и чувством неполноценности, а потом бороться со своей внешностью, своим поведением ради ложных целей, ради навязанных кем-то идеалов).

Так вот, когда ты понял(а), что меняться не получится, либо не стоит, надо принять себя как есть. Нужно учиться принимать себя постепенно и отдельно в разных ситуациях, и отдельно по признакам внешности, и отдельно по признакам поведения.

Каждую ситуацию и по каждому признаку отдельно нужно осмыслить на предмет того, как сформировались ложные требования к себе (другими словами нереалистичные ожидания относительно себя). Для чего вы отправляетесь в свое прошлое, находите те ситуации воспитания, когда вам были навязаны ложные требования, завышенные ожидания относительно себя, своего поведения. Устанавливаете кто, когда, для чего, при каких обстоятельствах и почему вдолбил вам в голову эти представления о том, каким (какой) вы должны быть. Возможно это были родители, а возможно это было влияние со стороны сверстников, со стороны кинематографа, литературы. Это все вы записываете, зарисовываете,  и тогда вам становятся абсолютно ясными корни вашего чувства неполноценности и неспособности принимать себя, свои черты. Все это вы проделываете на фоне чувства безмятежности, поэтому происходит и осознание ложности установок и угашение эмоционального заряда тех ситуаций, которые вы вспоминаете, теряется значимость этих ложных установок и вы чувствуете, как ваш стыд и чувство неполноценности ослабевают.

Регулярно занимаясь таким анализом различных ситуаций своего прошлого, вы постепенно размываете фундамент, на котором держались ваши требования к себе. А со временем вы заметите, что уже не страдаете от самоуничижения, не комплексуете, и вам наплевать на некоторые свои черты, что раньше было немыслимым. Вы начнете себе нравиться.

Эти изменения в своем отношении к себе нужно обязательно зафиксировать и подумать о том, что именно (какой прием, какой порядок мыслей, какие вопросы к себе) наиболее эффективно повлияло на то, что ваше мышление стало более саногенным.

Всю эту работу легче выполнять, руководствуясь заданиями по анализу своего стыда, приведенными в конце темы "Стыд и комплекс неполноценности" пособия для самостоятельного освоения саногенного мышления. Работа со стыдом и комплексами неполноценности одна из самых трудных.


Здравствуйте. Я Вам писала предыдущее письмо. Не понимаю,все равно, извините. Скажите насколько я правильно понимаю: Я разбираю конкретную ситуацию и должна принять себя в данной( конкретной) ситуации. Верно? Тоесть к примеру я должна была быть воспитанной в данной ситуации, а я оказалась грубой. Значит я должна принять себя в ДАННОЙ СИТУАЦИИ грубой. Верно? Не вообще, а в данной ситуации.Верно? В связи с этим как мне отказаться от нереалистичных требований

Ответ: Вы повели себя грубо, вам из-за этого стыдно. Вас гложет стыд, но умом вы понимаете, что стыд не уместен и ваша грубость в этой ситуации  как раз то, что надо и вы хотите избавиться от чувства стыда? Тогда надо задаться вопросом: почему у меня в глубине души сидит установка «быть всегда не грубой (обходительной, ласковой и т.п.)»? Кто, когда, при каких обстоятельствах вбил в меня эту жесткую установку? 

Надо постараться найти в своем прошлом такие эпизоды, когда вас ругали, наказывали, лишали любви, стыдили за то, что вы кому-то нагрубили. Именно эти эпизоды вашего прошлого сидят в вашей памяти на бессознательном уровне и автоматически запускают чувство стыда всякий раз, как вы оказались грубыми (и не важно была ли эта грубость уместной с вашей современной точки зрения). Могло быть и так, что вы с кем-то себя ассоциировали и наказывали за грубость не вас, а его (ее), но вы эмпатически перенимали то, что чувствовал этот человек.

Нужно не просто вспомнить такие эпизоды, а записать, зарисовать, осмыслить эти ситуации, их значимость с точки зрения вас — уже взрослого человека. Взрослому обычно смешно, то что в детстве воспринималось как катастрофа, и когда он вспоминает такие эпизоды, снова их переживает и  переосмысливает их, в глубине души значимость этих ситуаций снижается, то есть происходит угашение эмоционального заряда этих ситуаций, сидящих в глубине бессознательного. 

Вот это переосмысливание и угашение эмоционального заряда прошлых ситуаций приводит к освобождению от эмоций в нынешних подобных ситуациях. Без такой работы, без переосмысливания прошлых ситуаций, они так и будут сидеть в вашем бессознательном и создавать чувство стыда, когда вы окажитесь не такой какой вам внушили быть.

Проработаете таким образом подобные ситуации прошлого, и стыд отпустит. А когда вам не стыдно, за то, что нагрубили, можете сказать, что вы принимаете себя такую. И умом вы понимаете, что грубость была уместной и в душе вы принимаете свое поведение — вас не гложет чувство стыда.


Здравствуйте, еще раз. Тоесть насколько я поняла вот у меня существует ситуация, в которой я на данный момент испытываю эмоцию стыд за грубость. Моя задача проанализировать эту ситуацию на то откуда взялись мои требования к себе и почему они для меня так важны( к примеру мне их навязали родители,что я всегда должна быть такой, потому что считали что это правильно). Далее моя задача принять себя в данной конкретной ситуации грубой.( Раз нужно принимать себя постепенно в разных ситуациях). А затем, чтобы как раз убрать этот стыд в будущих ситуациях( тоесть чтобы сделать ожидания относительно себя более реалистичными) я должна как можно больше проработать ситуации в прошлом когда мне было стыдно по этому признаку( грубость) тоесть фактически как он формировался. Таким образом прорабатывая как можно больше КОНКРЕТНЫХ ситуаций на предмет моего стыда у меня тем самым САМ МОЙ МОЗГ БЕССОЗНАТЕЛЬНО начинает ОТКАЗЫВАТЬСЯ от этих нереалистичных ожиданий и ВЫРАБАТЫВАЕТ новые реалистичные ожидания относительно себя. Я Вас верно поняла? Получается корректировка нереалистичных требований в обиде имеет тот же принцип? Проработать как можно больше ситуаций из прошлого на тот признак любимого человека, на который я обижаюсь. И тем самым мой мозг сам откажется от нереалистичности и выработает реалистичные требования. Верно?

Ответ: Да, в общем, вы правильно поняли. Как мы узнаем, что наши требования к себе (ожидания относительно себя) были нереалистичными? В тот момент, когда нам стало стыдно по какому-либо поводу. Эти требования нами обычно не осознаются, так как они находятся в бессознательной части психики. Но саногенное мышление позволяет эти требования поднять на уровень сознания, задавая себе специальные вопросы (эти вопросы можно найти в пособии по обучению СГМ). А после того, как эти требования выявлены и понята их нереалистичность либо неуместность, саногенное мышление позволяет проанализировать то, откуда и когда, при каких обстоятельствах эти требования возникли, что в свою очередь позволяет «перезаписать» эти требования в своем бессознательном, угасив их силу, снизив значимость. Так происходит избавление от стыда и комплексов. 

Это большая работа, но техника «Медитативная Графика», разработанная Ю.М.Орловым позволяет это сделать, причем самостоятельно.

Стыд во всех его проявлениях и различные комплексы неполноценности прорабатывается постепенно, но некоторые комплексы и стыд по отдельным признакам могут быть вполне нейтрализованы за одно занятие. Если человек правильно понял метод, хорошо разложил и переосмыслил ситуацию, запомнил новый ход мыслей, тогда это вполне реально. Однажды поняв суть своего комплекса, человек автоматически переключается на новый ход мыслей и моментально нейтрализует чувство стыда, чувство неполноценности в тех ситуациях, в которых раньше он был совершенно беспомощным перед силой своих эмоций : был закомплексован, его терзали стыд и чувство неполноценности. 

Работа же над своей обидой отличается от работы над стыдом тем, что здесь нужно понимать для чего нужна обида, как она связана с чувством вины и корректировать здесь нужно свои требования (ожидания) к любимому человеку, а не к самому себе. О том, что эти ожидания были нереалистичными мы узнаем, когда обижаемся.

Замечу еще, что не мозг вырабатывает ожидания, эмоции и т. п., а психика. Мозг — это тело, это орган, это место, где работает психика (точнее - осуществляются ее высшие функции). Когда речь идет о наших требованиях к себе (ожиданиях относительно себя), то эти требования исходят из той структуры психики, которая называется личностью. Личность человека (которую можно также назвать Я-концепцией) это бессознательная часть психики, образующаяся в процессе приспособления человека к жизни в обществе. Познавая свой стыд, мы познаем свою личность, учимся ею управлять. Избавляясь от комплексов и неуместного чувства стыда, мы трансформируем свою личность, делаем ее более гибкой, а значит, сами становимся более приспособленными к жизни в обществе. 

Неумение управлять своим стыдом, неумение избавляться от комплексов способствует алкоголизму, перееданию, другим зависимостям и различным психосоматическим заболеваниям.


Здравствуйте еще раз!
Вот смотрите, на одном из сайтов девушка задала такой вопрос: «Помогите, пожалуйста, преодолеть обиду на мать. В структуре обиды существуют умственные операции осознания своих ожиданий от другого человека и корректировка их в сторону реалистичности. В реальности мать относительно меня действовала таким образом, что я была ею обманута. Реалистичному принятию такой матери и прощению ее мешает, на мой взгляд, отнесение всех матерей в категорию людей, не способных на обман.. Однако сознание отказывается принять факт что мать обманывает. Что же мешает и как, наконец-то, ее простить?»
Вы ей ответили : «Вашу обиду вызывает рассогласование вашего стериотипа «мать не может обмануть» с наличием факта «мать обманывает». Выход здесь только в том, чтобы понять то, правомерно ли сложился этот стереотип по отношению к конкретно вашей матери.»
А потом добавили : «Здесь надо заметить важный момент. Человеку можно объяснить, что тот, на которого он обижается, не виноват. Человек и сам может прийти к такому же выводу, проанализировав всё правильно, однако будет сохраняться такая ситуация «понимать, то я понимаю, а простить не могу». Дело в том, что обида это автоматизм, который поддерживается опытом и чем больше груз этого опыта, тем он крепче. Само по себе осознание в случаях застарелых эмоций (обид, страхов, экзистенциального стыда) может оказаться малоэффективным – как только сложится соответствующая ситуация, так они сразу и повылезают с прежней силой. Поэтому очень важно трансформировать своё прошлое (прошлый опыт обид, страхов, стыда), воспроизводя ситуации прошлого и угашая в них эмоции путем их анализа и рестимулирования в состоянии безмятежности (смотри Курс СГМ). Тогда не только придет понимание, что нужно простить, что обида не уместна, но и произойдет прощение, как говорится «в глубине души» и действительное освобождение от гнета этой эмоции.»
По нашей с вами консультации Вы сказали что есть понятия нереалистичных ожиданий и завышенных требований.
Как я поняла проблема девушки, что она относит свою маму в категорию « мама не может обмануть,» который навязывается культурой, а с реальностью, что мать её обманывает это расходится. В данном случае чтобы сделать ее требования реалистичными по отношению к маме « простить в глубине души» она должна вспомнить как можно больше ситуаций с тем, когда ее мать ее обманывала. Это получается требование только конкретно к своей матери. Если же её обижает когда и другие люди обманывают то это уже завышенные требования : « люди не должны обманывать», тк это не хорошо. Тогда в данном случае она берет ситуации не только конкретно с ее мамой,но и со всеми людьми, когда она обижалась, что ее обманывали.
Тогда это угасит это требование люди не должны обманывать. Точно также работаем и с другими стереотипами, к примеру если меня обманывает мой отец и я говорю что хороший отец себя так не ведет. То ищу ситуации только с папой, когда он обманывал. Если же меня трогает что обманывать не должен мужчина, то я беру ситуации из прошлого на эти 2 признака( мужчина и обманывает), чтобы угасить требование к мужчинам чтобы они всегда говорили правду.Я Вас верно поняла?
Если да, то можно последний вопрос. Вот так искать сознательно ситуации из прошлого трудно и нервозно. Если я подключу в данной ситуации бессознательное. Тоесть прочитала обиду на маму и тут само собой вспомнилась обида на одноклассницу и я ее разбираю, как относящуюся к этой категории обид. Так можно работать? Это не будет ошибкой?

Ответ: Реалистичность мышления заключается в том, что вы думаете о человеке и прогнозируете его поведение так, как это есть на самом деле, т. е. вы его не идеализируете и не ожидаете от него того, на что он не способен. Реалистичное мышление о матери, которая грубит заключается в том, что вы не ждете ласки и спокойно ожидаете от нее очередной грубости — тогда вы на нее и не обидитесь. Проработаете ситуации прошлых обид на мать, освободите душу от накопленного негатива — тогда станет гораздо легче прощать и не обижаться. Еще лучше, когда проработаны и другие эмоции, а также различные страхи, страх потери любви. 

Когда прорабатываете отношения с мамой, то нужно записывать, зарисовывать, а потом угашать эмоции в ситуациях прошлого, в которых фигурировала ваша мать — это в первую очередь, а попутно и те ситуации обид схожие на ситуации с матерью, но  в которых принимали участие близкие и другие люди.
Когда прорабатываете обиду на подругу, то ищите подобные ситуации прошлого с подругами, а также прорабатываете ситуации с матерью, отцом и другими близкими людьми, в которых были подобные обиды.
Когда  прорабатываете обиду на отца, то прорабатываете и угашаете ситуации прошлого с отцом, матерью, другими близкими людьми.
Когда прорабатываете обиду на мужчину, то ищите в прошлом обиды на мужчин, на отца, на мать, на близких.

В общем вы правильно все понимаете, но ваша ошибка в том, что вы очень боитесь сделать ошибку в ваших занятиях. Пора заняться обидами на практике — в процессе занятий многие вещи понимаются лучше. Важно вспомнить и проработать самые сильные эмоции прошлого и не столь важно, с кем они были связаны. Но чем ближе человек, тем значимее опыт отношений с ним.

Чтобы работать спокойно, без нервозности, нужно следовать методу обучения саногенному мышлению, согласно которому сначала следует освоить технику погружения в безмятежное состояние.

Еще раз повторю, что важнее делать акцент не на технике угашения, а на умении запускать аналитическое мышление и с помощью него раскладывать любую ситуации по полочкам, то есть понимать то, какие именно ваши мысли возбудили эмоции. Эмоцию рождают мысли (умственные операции) — вот именно их и надо научиться у себя отслеживать и отказываться от тех, которые ложные, неуместные, заменять их на мысли, адекватные ситуации и которые не вызывают эмоции.

Стереотипное мышление это шаблонное, не гибкое, привычное мышление. Нужно ловить себя на таком мышлении, говорить себе: «Стоп, давай подумаем саногенно о том, какие тут у меня сработали привычные, но неуместные мысли, порождающие ошибочные ожидания, порождающие эмоции», «Давай-ка я проанализирую - разложу свою обиду (или другую эмоцию) на умственные операции, ее порождающие». Умение думать саногенно приходит с опытом занятий - проработок своих ситуаций, согласно методу, описанному в пособии

Этим и отличается мыслящий саногенно — он осознает свое мышление (может наблюдать свое мышление как бы со стороны), может видеть отдельные операции своего мышления и менять их, что позволяет контролировать свои эмоции, и нейтрализуя их без насилия над собой, принимать рациональные, спокойные решения,совершать адекватные поступки


Добрый день!Спасибо за такой объемный ответ по страху. Я с удовольствием обучусь у Вас управлению страхами и приобрету Ваше пособие. Скажите пожалуйста чем Ваше пособие для обучения управлению страхами отличается от пособия по обучению саногенному мышлению? 

И еще хотела Вас спросить у меня очень много в жизни было ситуаций негативного оценивания другими людьми. Эти ситуации возникали с самого детства. Помимо этого во всех ситуациях был очень сильный страх по поводу последствий этого оценивания.( меня очень сильно запугивали). Сейчас этот страх возникает при любом негативном оценивании.
На данный момент я прорабатываю страх негативного оценивания в ближайшей ситуации. Я надеялась что сейчас я перестану бояться если проработаю этот конкретный страх. Я понимаю что его истоки идут с самого детства и что нужно проработать все ситуации, которые были с негативным оцениванием и с этим страхом, которые фактически являются его стимуляторами на данном этапе. Но я не хочу сейчас лезть в прошлое, так как меня волнует конкретная ситуация в скором будущем. Я хотела прошлое оставить на потом.По Вашему я не правильно делаю? 

Я не совсем поняла Ваш ответ по поводу временного эффекта. По Вашему мой страх вот в ближайшей ситуации, чего я боюсь и прорабатываю не пройдет, если я не проработаю свое прошлое? Или Вы имели ввиду что-то другое? К примеру, что я вообще перестану бояться подобных ситуаций в своей жизни, если проработаю свое прошлое? Такой небольшой каламбур( чтобы проработать травмирующую эмоцию,которую ты боишься сейчас проработай свое прошлое). Простите за странные вопросы но вот у меня сложилось такое недопонимание. Если я разберу ситуацию страха которую я боюсь сейчас по полочкам, как описано в пособии, страх перед этой ситуацией пройдет? 

Ответ: Страх — базовая эмоция. Страхов в жизни любого человека великое множество и со многими из страхов люди сживаются, перестают замечать, страхи вытесняются в бессознательное. Если внимательно поразмыслить, то становится ясным, что в структуру высших эмоций (обида, вина, стыд, оскорбление, ревность и др.) тоже «вшиты» страхи. Трудно переоценить влияние этой эмоции, как положительное, так и отрицательное на благополучие человека. Поэтому так важно разобраться со своими страхами. 

Для тех, кто хочет глубже овладеть саногенным мышлением и всесторонне разобраться со своими страхами и создан отдельный курс обучения управлению страхами. Материалы этого курса собраны в пособие для самостоятельного обучения «Страх: теория и практика избавления». Стоимость обучения на сегодня составляет 5000 руб. Обучающиеся получают всестороннюю индивидуальную информационно-консультационную поддержку. Подробнее здесь.

Страх перед негативным оцениванием, осуждением, обвинением со стороны других тесно связан с комплексом неполноценности и комплексом вины, возможно, присутствует экзистенциальный стыд. Поэтому можно с этим страхом работать, как с самостоятельной эмоцией для конкретной ситуации, но кардинальное избавление от него произойдет после того, как вы научитесь брать под контроль свои чувства стыда и вины. А для этого нужно научиться в таких ситуациях (в которых вас охватывает страх осуждения) запускать правильное мышление, нейтрализующее чувство неполноценности, чувство вины. Как можно научиться запускать правильное мышление в нужный момент? Только набрав опыта аналитического разбора прошлых подобных ситуаций. Набирая опыт аналитического мышления, мы стремимся, чтобы это мышление стало привычным для нас и запускалось автоматически в подобных ситуациях. Кроме того, работая с ситуациями прошлого, угашая в них эмоции, мы вырабатываем привычку оставаться спокойными в  подобных ситуациях, что также помогает запускать спокойное рациональное мышление.

Для того, чтобы снизить страх в предстоящей ситуации, существует прием «престимуляция» (читайте внимательно пособие по обучению СГМ).


Добрый день. Решил обратиться к Вам вот по какому поводу. 
Была ситуация в которой я должен был дать отпор обидчику( грубо говоря) врезать по морде. Я испугался последствий и не смог. В данной ситуации, разбирая свой стыд, я пришел к мысли, что мешает мне принять себя таким каким я оказался, ну то есть слабым. И выяснил, что мысль, которая мешает мне это сделать, звучит следующим образом-" Мужчина должен быть сильным, если он слабый, то он баба". Я поразмыслил и подумал насколько этот стереотип глуп и необоснован. Что мужчина в первую очередь человек и имеет право на слабость, и от этого он в женщину не превращается. Такой ход мыслей позволил мне принять себя в данной ситуации слабым, да и вообще комплексовать перестал по поводу своей слабости, но знаете как в детстве школьник, хочешь узнать у учителя насколько правильно выполнил домашнее задание и нет ли здесь самообмана.

Поэтому прошу Вас ответить правильно ли я применил теорию( описал выше) и еще кое о чем: 
1.Суть анализа( интроспекции) в выявлении той мысли, которая вызывает эмоцию. То есть фактически выявление своей жизненной философии. И если это философия мешает мне принимать себя и других свободными, моя задача ее скорректировать. Ну то есть что то изменить или от чего то отказаться. ( Пример вышеуказан в моей ситуации). Правильно ли я понял? 
2.Когда разбираешь ситуации невольно возникают мысли, которые сопровождали переживание. В данном случае у меня это "тюфяк" или простите за выражение "пи.р". Орлов писал" Правильно называйте свои черты характера". Ну то есть называйте так, чтобы это не вызывало эмоциональной напряженности и стресса. Ну к примеру я не тюфяком себя называю в данной ситуации, а слабым. То есть перефразирую вот это название на более мягкое, скажем так, менее травматичное, которое позволяет себя принять в данной ситуации. Тоже самое, к примеру не то, что я крыса( была у меня такая ситуация и так меня назвали) а к примеру, что я ябеда. Конечно тоже режет слух, но по крайней мере я могу себя принять. Не является ли это самообманом или ошибкой? Правильно ли я все сделал?

Ответ: Сначала была ситуация, в которой вами руководил страх. А потом то, что вы поддались страху и не смогли соответствовать требованиям своей личности, вызвало у вас стыд. 

Значит, надо проанализировать свой страх — насколько он был уместен (в чем плюсы того, что он вами руководил и в чем минусы), какие другие страхи и другие эмоции стоят за этим страхом. 

Потом проанализировать свой стыд, задавая себе вопросы: «Как я должен был себя вести в данной ситуации, согласно требований своей личности?», «Как сформировались эти требования, почему они так значимы для меня?», «Какова роль архетипа и культурных стереотипов в том, что моя личность имеет такие установки?», «Мог ли я выполнить эти требования в данной ситуации?», «Адекватны ли эти требования данной ситуации?» и т. д. (руководствуйтесь вопросами, для анализа стыда, приведенными в пособии для самостоятельного обучения СГМ по теме "Стыд и комплекс неполноценности", придумывайте свои). Отвечая на эти вопросы, вы выявите те мысли, которые порождают стыд, выявите их адекватность (возможно, сделаете вывод, что стыд и мысли его порождающие неадекватны, требования завышены, а вы вели себя вполне приемлемо и благоразумно, что нет ничего плохого в том, что вы иногда поддаетесь страху).

Но, возможно, вы придете к выводу, что желательно стать смелее, увереннее в себе в подобных ситуациях. Тогда нужно работать со страхами. Станете вести себя смелее, тогда и поводов для стыда станет меньше.

Вот, когда хорошо проанализируете ситуацию, свои эмоции, тогда можете играть с названиями своего поведения и самооценками. Чтобы ослабить свой стыд, назовите себя не трусом, а осторожным, осмотрительным, убедите себя в этом. А если нужно стать смелее, наоборот, скажите себе, что вы реально трус, мужик без яиц и т. д., убедите себя, что так больше жить нельзя и надо серьезно заняться своими страхами (а о том, как управлять страхами смотри здесь).


Здравствуйте! У меня была ситуация вины, которую я размыслила, вина вроде прошла, но остался страх последствий. Начинаю думать чего я боюсь и понимаю, что боюсь прийти и увидеть как этот человек злобно на меня смотрит и воротит нос. Что мне делать? Я не до конца размыслила вину или ее опять нужно размысливать непосредственно с образом этого человека. В общем помогите, не знаю что делать. 
И второй вопрос. Размыслила стыд, но опять же боюсь ситуации когда все начнут смеяться над этим моим признаком. Что мне в данной ситуации делать? С уважением, Маргарита.

Ответ: Если вы хорошо проработали чувство вины в данной ситуации, то вы не должны чувствовать себя виноватой. А страх, который остался применительно к данной ситуации нужно анализировать глубже - надо подумать, почему вас пугает его злобный взгляд и недовольный вид. То есть, чем это вам грозит: он может оскорбить (вы боитесь, что будете оскорблены), ущемить вас в чем-то и лишить чего-то (вы боитесь быть  фрустрированы), ударить (вы боитесь, что, вам будет больно) и т. д. Диагностику страха нужно проводить, чтобы докопаться до корней этого страха, а потом проработать эти «корни». В этом вам хорошо помогла бы методика из спец.пособия для работы со страхами «Страх: теория и практика избавления».

Со стыдом ситуация такая же. Если уже не стыдно, вы уже не комплексуете, но есть какой-то страх, тогда нужно выяснить природу этого страха и его «корни», а потом проработать. 

Но, возможно вы действительно плохо проработали свой стыд, и вы боитесь, что когда другие начнут смеяться, вам снова станет стыдно (боитесь душевной боли, вызываемой стыдом). Тогда нужно продолжать вырабатывать привычку не стыдиться, набирая опыт и укрепляя свою способность к аналитическому рациональному мышлению в любой ситуации. Обратите внимание на процедуру "духовной закалки", описанной в пособии по обучению СГМ. Стыд и комплексы неполноценности иногда не так-то просто победить. Здесь не надо спешить и спокойно продолжать работать по методу Ю.М.Орлова.


Здравствуйте! Я понимаю, мой страх связан с тем, что взгляд этого человека провоцирует во мне сильную вину. То есть, я отработала ситуацию без образа этого человека. Она меня не тревожит, но вот представляя образ этого человека я понимаю, что во мне вспыхивает сильная вина и со стыдом точно так же. Это не будет ошибкой отработать опять же эту вину применительно к образу этого человека, и так же тот же стыд применительно к страху связанному с образом как все надо мной смеются? В принципе в психологии нет понятия правильно или нет. Просто хочу получить от Вас поддержку.

Ответ: Ваш страх является страхом перед чувством вины. А чувство вины у вас связана с ситуациями в которых фигурировал данный человек. Поэтому, чтобы избавиться от чувства вины, нужно прорабатывать именно те ситуации, в которых вина вызывалась этим человеком (он вас винил, обижался на вас, либо вы думали, что обижаете, ущемляете его в чем-то). А следовательно, при этих проработках просто невозможно обойтись без воспроизводства в уме образа этого человека и деталей его поведения. Проработка в том и заключается, чтобы вспомнить детали ситуации, в том числе и образы участников, а эти детали, будучи ярко воспроизведенными, приводят к рестимуляции чувств. Чем больше таких ситуаций вы проработаете (проведете угашение чувств и интроспекцию эмоций), тем лучше поймете свое чувство вины перед этим человеком (причины и условия возникновения, обоснованность, уместность-неуместность чувства вины), тем меньше на вас будет влиять его взгляд, который сейчас у вас вызывает бурное чувство вины. Тем меньше вы будете бояться его взгляда.

Позже можно вспомнить и проработать похожие ситуации, в которых не было этого человека, а были другие люди, перед которыми вы испытывали чувство вины.

Прорабатывая свой стыд и комплекс неполноценности по какому-то признаку, вам тоже нужно вспомнить как можно больше ситуаций прошлого (далекого, а может быть и не далекого), в которых вам было стыдно именно по этому признаку. Угасите энергию стыда в прошлых ситуациях, проанализируйте и поймите свой стыд (поймите причины и условия возникновения, обоснованность, уместность-неуместность требований вашей личности). Вот, тогда - только с наработкой навыка правильного мышления, которое предполагает реалистичные требования к самой себе (реалистичные требования к своему поведению, к своим способностям, к своим внешним признакам и т. д.), стыд вас отпустит, исчезнет комплекс неполноценности и пропадет страх перед возможными ситуациями стыда.

Полноценную поддержку можно оказать человеку, который сам старается следовать правилам метода. Поэтому берите пособие и действуйте по заданному порядку — это и будет правильно.


Животные - моя отдушина. Не все это понимают, и в этом проблема, но они - моя отдушина. Вот теперь Саногенное Мышление тоже моя отдушина. Какой умничка был Юрий Михайлович! Слушаю его лекции - всё правда! Вопрос у меня: про животных Юрий Михайлович где-то пишет, что они тоже лечат и т.д.? Спасибо!

Ответ: Юрий Михайлович о животных упоминал, когда речь заходила об исследованиях законов психики, упоминал, что многие домашние и стайные (стадные) животные имеют личности. 

Вообще, если животные вам снимают стресс, то, конечно, они этим самым лечат. Ваши слова, что животные – это ваша отдушина, говорят о том, что вы испытываете хронический стресс, а животные помогают его ослабить. Кто-то находит такую отдушину на природе, кто-то в саду, кто-то в путешествиях, кто-то в сексе, кто-то в хобби, кто-то в алкоголе и т.п.

Но самым разумным было бы научиться мыслить так, чтобы уметь управлять эмоциями и не допускать хронического эмоционального стресса. Обучаясь саногенному мышлению, вы как раз и обретаете способность управлению эмоциями, чем предупреждаете возникновение стрессов. Мысля саногенно, вы будете заниматься животными не для того, чтобы избавиться от гнета стресса, и найти отдушину в общении с животными,  а ради чистого удовольствия, только из любви к животным.

В системе СГМ большое внимание уделяется законам научения и ненасильственному управлению. Эти законы применимы и к дрессировке животных. Зная хорошо эти законы, вы сможете воспитывать замечательных друзей из братьев наших меньших.


Что такое стоп-реакция? Нет подробного объяснения. Объясните, пожалуйста.

Ответ: Стоп-реакция это способность остановить мышление, попавшее под управление какой-либо эмоции или желания. Например, человек обиделся и находится в обиженном эмоциональном состоянии. В этом состоянии ему на ум приходят мысли о несправедливости по отношении к нему, у него  в уме могут рождаться планы мести, появляется желание разрушить отношения, сбежать из ситуации и т.д. Другими словами, у обиженного работает патогенное мышление, которое не может родить никакие продуктивные конструктивные решения.

Если человек знаком с принципами саногенного мышления, тогда он может остановить работу патогенного мышления с помощью стоп-реакции. Он может себе сказать: «Стоп! Я нахожусь в состоянии обиды.» и начать рассматривать себя и свою эмоцию как бы со стороны, начать разбирать (осмысливать) свою эмоцию обиды. Стоп-реакция как раз нужна для того, чтобы можно было остановить привычный ход мыслей и осознать свои мысли, отрефлексировать их, посмотреть объективно на ситуацию.

Вырабатывайте привычку останавливать свои мысли, это полезно! Если вы раздражены, например, скажите себе: «Стоп! Я раздражен! Какое заблокированное желание породило мой гнев и раздражение? Стоящее ли это желание вообще? Почему во мне срабатывает привычка к насилию, ведь раздражение это признак сдержанной агрессии?» И так далее.

Если вы чувствуете себя, например, неуверенным, скажите себе: «Стоп! Я опять стыжусь чего-то. Я опять чего-то боюсь!» И так далее – продолжайте анализ и найдите те ложные патогенные мысли, вызывающие эмоции стыда, или страха

Таким образом, хорошо отработанная стоп-реакция позволяет человеку включать саногенное мышление в любой ситуации, позволяет брать под контроль свои эмоции и желания и спокойно принимать взвешенные решения. Но одной стоп-реакции недостаточно, потому что, чтобы саногенное мышление включилось и человек смог проанализировать ситуацию, разобраться в ней, он должен предварительно пройти обучение и приобрести навыки саногенного мышления в различных ситуациях, то есть он должен знать, как нужно мыслить в той или иной эмоциональной ситуации.


Главное отличие свободного человека в том, что он может не делать то, чего не хочет. Правильно?

Ответ: Конечно, свобода заключается  в том, чтобы иметь возможность делать то, что хочется и не делать то, чего не хочется. 


Но надо учитывать, что желания часто возникают и пропадают помимо воли человека. Поэтому, если человек делает то, что хочет, но его желания ему не подчиняются (так обычно и бывает), то человек не свободен, его можно назвать рабом своих желаний


Чтобы быть истинно свободным человеком, надо  уметь управлять своими желаниями без насилия над собой. Именно управлять желаниями, а не подавлять их. Надо уметь вызывать нужные желания и избавляться от пагубных желаний, причем достигать этого просто путем правильного мышления.


Так как желания всегда связаны с эмоциями, то умение управлять желаниями заключается не только в глубоком понимании этих желаний, но и в глубоком понимании и умении управлять эмоциями. Человек, охваченный гневом, не свободен, он подчинен своему гневу и все его желания связаны с агрессией. Человек под гнетом стыда и чувства неполноценности тоже не свободен, он задавлен, зажат в жесткие рамки требований своей личности и все его поведение подчинено этим чувствам. Оскорбленный находится во власти оскорбления и вынужден думать о мести, о том, чтобы сохранить свой образ в глазах других и вынужден соответственно действовать. Какая уж тут может быть свобода? Обычно человек не осознает своих эмоций, не знает как они устроены, не может ими управлять, поэтому и не свободен. Он может временно подавлять свои эмоции, желания, но от этого его самочувствие только становится еще хуже, ведь в таком случае энергия этих чувств возрастает, пока не прорвется в виде нервного срыва, либо проявится в виде какой-нибудь болезни или обернется депрессией.


Человек свободен, когда никто другой его, ни он сам себя не насилует, делает что хочет и при этом он мыслит так, что хорошо осознаёт свои желания, эмоции и легко ими управляет

Управление желаниями входит в обязательную программу обучения саногенному мышлению.


Можете сказать в двух словах – в чем заключается метод укрощения эмоций, который вы предлагаете? Спасибо. Андрей.

Ответ: Андрей, Юрий Михайлович Орлов сумел раскрыть структуру высших эмоций, то есть он показал, какие умственные операции (проще сказать мысли) порождают те или иные эмоции. У обиды одна структура, у стыда другая и т.д. Знание структуры той эмоции, которую вы хотите «укротить», позволяет вам выявить свои мысли, которые порождают вашу эмоцию. Пока вы не выявили эти мысли, эмоция остается неподконтрольной вашему сознанию, она остается неуправляемой. Когда же вы осознали структуру своей эмоции, выявили мысли, порождающие эту эмоцию, у вас появляется возможность изменить эти мысли и, тем самым, «укротить» эмоцию.

Регулярно занимаясь таким анализом своих разбушевавшихся эмоций и регулярно "укрощая" их без насилия над собой (то есть без насильного волевого подавления своих чувств), вы вырабатываете умственную привычку автоматически, без всякого насилия над собой, контролировать свои эмоции. Вот такова суть методики, если коротко, но система «Саногенное Мышление» не ограничивается методикой управления эмоциями, она гораздо шире и интереснее - в системе СГМ собрана многовековая мудрость философии и великие открытия психологии.

Структура эмоций и желаний, а также методика анализа (методика выявления мыслей, порождающих эмоции) и методика угашения эмоций подробно изложена в специальном пособии. В книгах и в интернете нет той информации, которая даёт практические навыки саногенного мышления. Практическое освоение метода возможно только через обучение со специальным пособием.


Здравствуйте! Меня зовут Незнакомец. Меня не радует жизнь. Мне 25 лет. Учусь, работаю, просто потому, что надо жить и думать о будущем. Я религиозен. В детстве пытался заморить себя голодом, думал, что это не самоубийство. Родители догадались, заставили поесть. Если бы я не верил в Бога, то убил бы себя давно. Сегодня я прочитал, что есть надежда, что самоубийца, после мучительных страданий, попадет в Рай. Не знаю почему, но я очень обрадовался, появилось чувство надежды. Не нахожу себе место в обществе. Люди мне не интересны. Вдруг я убью себя?

Ответ: Про ад и рай хорошо бы спросить того, кто там побывал, изучил, как там все устроено:). Не стоит верить тем, кто там не бывал, но рассуждает об этом - это недостоверные источники.

А если серьезно, то самоубийство это не перевод сверхсложной системы (коей является человек) на более высокий уровень развития, а ее разрушение. Зачем разрушать то, что можно сделать более совершенным, приносящим радость? Вопрос лишь в том, как это сделать.

Бывают самоубийства ради высоких целей (самопожертвования на войне, например), но в вашем случае это стремление через самоубийство избавиться от душевных (эмоциональных) страданий.

Если с научной  психологической точки зрения разобрать ваши слова, свидетельствующие о душевных страданиях: «Меня не радует жизнь», «Не нахожу себе место в обществе», то есть, если разобраться в сути страданий, то окажется, что у вас имеется неудовлетворенность  некоторых потребностей и из этой неудовлетворенности проистекают все ваши душевные страдания.

Какие это могут быть потребности? С этим надо разбираться, потому что у разных людей разные потребности по разному развиты (религиозные люди не исключение). Возможно, неудовлетворенна потребность быть любимым, или потребность в уважении, а может быть, у вас имеется глубокое чувство неполноценности и вас гнетет вечно неудовлетворенная потребность быть не хуже других, иметь успех, или потребность соответствовать неким идеалам. Потребностей у человека множество, но проблемными чаще всего являются социальные потребности.

Социальные потребности человека формируются с детства в семье и в обществе, а потом человек всю жизнь стремится эти потребности удовлетворять. Когда эти потребности завышены, искажены, ложны, человек обречен на вечные страдания (так как такие потребности удовлетворить сложно или невозможно), а страдания порождают мысли о самоубийстве. Человек беспомощен перед навязанными социумом потребностями, если он их не осознает и не умеет контролировать.

Каков выход? Изучать себя, свои потребности через изучение СГМ. Пройдите курс обучения СГМ, и вы увидите корни своих страданий, порождающих мысли о самоубийстве. Вы научитесь управлять своими потребностями через познание структуры желаний и основных эмоций: обиды, вины, стыда, оскорбления, зависти и др. Избавьтесь от душевных страданий, подавляющих радость жизни и суицидальные мысли вам покажутся совершенной глупостью. Надо выходить на более высокие уровни развития, а не стремиться себя уничтожить.

Даже песчинка, застрявшая в глазу, может сделать жизнь невыносимой, что уж говорить о неконтролируемых потребностях и необузданных эмоциях!


А можно сказать, что главная потребность – это быть счастливым, а все остальное выводится из этой главной потребности? К ответу № 30: если какая-то потребность мешает жить, то как от  нее можно избавиться? Спасибо!

Ответ: Потребность быть счастливым – это размытое понятие. Надо правильно понимать, что такое счастье. Счастье человек испытывает всякий раз, когда он предчувствует удовлетворение или удовлетворяет какую-то значимую потребность. 

Вообще, предчувствие удовольствий от удовлетворения потребностей и само удовлетворение потребностей порождает переживание радости. Очень большую радость, связанную  с удовлетворением особенно значимых потребностей, называют счастьем

Таким образом, счастье бывает разным, оно ситуативно и зависит от тех потребностей, которые удовлетворяются в данной ситуации. Значит, когда человек говорит, что хочет быть счастливым, надо понимать – какие именно потребности этого человека должны быть удовлетворены (или должны регулярно удовлетворяться), чтобы он испытал большую радость - счастье.

Когда какая-то потребность не может быть удовлетворена, человек страдает и это не дает ему возможности радоваться и быть счастливым, поэтому нужно уметь контролировать свои потребности. 

Обычно люди думают, что контроль потребностей, контроль над желаниями это лишь их подавление усилием воли, то есть насилие над самим собой. Поэтому людям кажется, что если контролировать свои потребности, то будешь лишен удовольствий жизни и будешь страдать. Но люди, не знают, что потребности можно контролировать без всякого насилия над собой, лишь научившись правильно мыслить. Страдают как раз не те, кто умеет без насилия над собой контролировать свои потребности, а совсем наоборот - те, кто находится во власти своих потребностей.

Что нужно для того, чтобы через мышление и без насилия над собой управлять своими потребностями? Нужно вооружиться некоторыми точными научными знаниями и умениями: нужно понять, что такое потребность, чем желание отличается от потребности, какие бывают потребности; четко определить свои потребности и желания, определить источники желаний; научиться угашать желания; нужно научиться определять те поведения, в которых удовлетворяются желания и нужно понимать последствия блокировки этих поведений.

Насколько это сложно? Это совсем не сложно, если аккуратно следовать рекомендациям и изучить тему из курса обучения СГМ, которая называется «Желания и потребности».

Не советуем идти к счастью через техники глубокой медитации. Этот путь лежит через отрыв от реальности и погружение в мир иллюзий. Этот путь чреват неприятностями, так как реальный мир с его реальными законами обычно строго наказывает тех, кто перестает соблюдать законы реального мира. Слепая вера (в бога, в чёрта, в гуру, в прорицателей, в экстрасенсов, во врачей, короче - во что угодно) также чревата неприятностями и редко делает человека счастливым.

Система СГМ предлагает реальный путь к счастью – через познание себя: познание своих потребностей, эмоций, желаний, через разумное управление своими чувствами. Обычный человек запрограммирован своими потребностями и эмоциями, он похож на биоробота или на раба своих страстей: повезет - будет счастлив, не повезет – будет страдать и стараться свои страдания утопить в алкоголе или обратится ко множеству других извращенных форм защитного поведения — обжорству, неумеренным развлечениям, неумеренному сексу, азартным играм и т.д. 

Многие люди страдают не от того, что их потребности слишком завышены, а от того, что неблагоприятные обстоятельства не позволяют им эти, в общем-то, нормальные потребности удовлетворить. Поэтому нужно не только не иметь завышенные потребности, но и уметь управлять любыми своими потребностями. Любой человек может оказаться в таких условиях, в которых придется переносить лишения и отказываться от привычного. Но можно оставаться благополучным и даже быть счастливым, если тебе доступно умение управлять своими потребностями. Разумное управление чувствами и потребностями – вот что быстрее всего сделает человека счастливым в любых обстоятельствах. А этому можно научиться только через обретение саногенного мышления. 

Нам не известна еще какая-либо система, которая столь глубоко с научной точки зрения раскрывала бы суть таких явлений, как эмоции и потребности и через это открывала бы любому человеку возможность стать более благополучным, более счастливым.


Иисус дал наказ, что надо любить врагов своих. Как этот наказ исполнять? Как их любить, если они ненавидят вашу страну? Надо их любить?

Ответ:  Если на учение Иисуса смотреть не с религиозной, а с точки зрения психологии, тогда надо понимать, что принцип непротивления злу насилием применим только к любовным отношениям, к отношениям с вашими близкими. Иисус предлагал подставить другую щеку в том смысле, что если тебя обидел твой любимый (или близкий человек), не обижайся, не гневайся, а сохраняй любовь к этому человеку. Как не обижаться? Найти в самом себе причину того, что ты находишь поведение другого обидным, оправдать его перед собой и простить. 


Но когда речь идет о гражданских отношениях, то люди пока не умеют упорядочивать свою жизнь без насилия над теми, кто сам проявляет насилие, кто нарушает законы. Поэтому существует система насильственного наказания - полиция, суды и тюрьмы. Это же относится и межгосударственным отношениям, поэтому нужна армия. Но законы должны быть гуманными, позволяющие раскаявшемуся реабилитироваться. С развитием цивилизации гуманизм в гражданских отношениях должен возрастать.


Иисус сказал, что Богу — богово, Кесарю — кесарево, и в этом заключена мудрость. Надо видеть в каждом и божественное начало и кесарево. Тебя или твою страну ненавидят - это проявление в тех, кто ненавидит кесаревого. Сближаясь, познавая друг друга можно пробудить божественное. Первый шаг к согласию это понимание.


В этом и смысл, что если угрожают, нападают - защищайся как можешь и защищай страну.  Но всегда помни, что лучше найти путь к сближению и пробудить в бывшем враге божественное - пробудить любовь любовью. К сожалению, последнее часто невыполнимо - такова жизнь, что поделаешь, идеал часто недостижим.


Вот так и исполнять этот наказ Иисуса — защищайся, когда нападают, но ищи пути к пониманию, сближению, согласию, не мсти и при первой же возможности проявляй любовь. В этом сила, а не в ответной ненависти.


Еще раз подчеркнем, что этот сайт научный, а не религиозный. Поэтому Иисус или он же - Иса ибн Марьям нами рассматривается не как Бог, сын Бога, Пророк, а как создатель вероучения, философской концепции, в которой можно найти много полезного.


Здравствуйте! По каким вопросам можно у Вас проконсультироваться и сколько это стоит? Спасибо!

Ответ: Мы придерживаемся современной научной психологии — это фундаментальный подход. По всем вопросам, касающимся психологии личности, психологии отношений вы можете получить отличные консультации в онлайн видео- или аудио-режиме.

 

При этом вы можете сохранять полную анонимность.

 

Во время консультации можно подробно проанализировать любую жизненную ситуацию, выявить проблемы, препятствующие вашему успеху и благополучию и найти решение этих проблем.

 

Консультации способствуют вашей психической устойчивости и выходу на качественно новый уровень мышления.

 

Стоимость 1 час 2000 рублей.

Обращайтесь, договоримся об удобном для вас времени консультации.


Один человек пришёл на приём к психологу и рассказал, что каждую ночь к нему приходит огромный дракон. Пациенту было так страшно, что он не мог заснуть по ночам и находился на грани нервного срыва. 
— Полагаю, что смогу вам помочь, — сказал психолог, — но должен предупредить: на лечение уйдёт год или два, и стоить оно будет три тысячи долларов.
— Три тысячи долларов! — воскликнул посетитель. — Забудьте обо всём, что я вам тут наговорил! За такую сумму я лучше пойду домой и подружусь с драконом.
Вы тоже так лечите?

Ответ: Эта притча о том, что если ты жаден, то страх потери денег может перебить другие страхи. Действительно, более сильные страхи могут нейтрализовать более слабые, и этим пользуются некоторые психологи. Иногда это бывает смешно, ну а по сути это насильственный подход.

Мы, вообще, не лечим, а обучаем. Разумнее не пугать, а  обучить человека тому, что такое страхи и как ими можно управлять без насилия над собой.

Если к вам приходят драконы, обращайтесь к нам, то есть воспользуйтесь достижениями научной психологии — это и дёшево и эффективно!


У меня вспыльчивый, взрывной характер. Девушка ранимая. Это мешает. Что посоветуете? Есть техники для психо-перепрограммирования?

Ответ: Конечно, это мешает нормальному общению, и надо обоих «перепрограммировать», так как вы оба ранимые, просто ранимость по-разному выражается. Ваша ранимость сразу превращается в гнев и агрессию, а ее ранимость проявляется, видимо, не в агрессии а в слезах, в зажимах. 


То, что называется ранимостью, это повышенная чувствительность по нескольким чувствам — это повышенная обидчивость, повышенная склонность оскорбляться, склонность остро чувствовать унижение, чувство неполноценности, склонность чувствовать вину.


Ранимые обижаются на ровном месте, принимают на свой счет любое неосторожное слово, легко оскорбляются и чувствуют унижение там, где их и не собирался никто унижать. С ранимыми очень тяжело — с ними как на пороховой бочке: никогда не знаешь, когда произойдет взрыв эмоций. Шутить с ними тоже надо очень осторожно, ведь любую шутку они могут воспринять как глубокое унижение, оскорбление, им кажется, что их все хотят "задеть за живое".
 

Для избавления от ранимости, надо научиться управлять эмоциями — в этом и будет заключаться ваше «психо-перепрограммирование». Эмоции порождаются бессознательным (скрытым) мышлением, следовательно надо пересмотреть некоторые свои скрытые мысли. Для работы с каждой эмоцией имеется свой алгоритм.

Обращайтесь, поможем избавиться от ранимости! При правильном подходе, довольно быстро можно стать необидчивым, неоскорбляемым, спокойным и уверенным в себе.


Что вы скажете на утверждение что эмоция обиды нормальна для ребенка примерно семилетнего возраста и примерно с этого возраста должна уходить навсегда. По сути ребенок к этому времени должен обучиться мыслить по другому чтобы не получать реакцию обиды.
Что вы скажете на утверждение что обида является индикатором повреждения полевых структур человека и эмоциональная боль обиды говорит о том что такое повреждение произошло, наподобие физической боли которое говорит что произошло повреждение физического тела.

Ответ: Будет хорошо, если вы обучите 7 летнего ребенка правильно обижаться, то есть управлять своими обидами так, чтобы они длились у него не долго и не создавали стрессов. Это ему поможет быть более успешным в школе и в дальнейшей жизни. Но сделав ребенка совершенно необидчивым, вы рискуете сформировать неадекватного человека, что будет заметно всем окружающим. Поэтому он должен обижаться, но в меру и хорошо понимать свою обиду, чтобы действовать разумно.


Без электромагнитных биополей организм обойтись не может, возможно, существуют в организме и какие-то другие поля. Но эти вопросы и не описаны и не изучены достаточно, чтобы о них рассуждать. 


Первична в организме упорядоченная информацией энергия. Именно упорядоченное движение энергии в организме создает биополя. Блокировки свободного движения энергии или накопление энергии, вследствие психического или телесного напряжения, конечно, нарушает нормальную конфигурацию биополей.


Обида, как и любая другая эмоция, создает напряжение и в психике и в организме в целом и это мы ощущаем, как переживание, как боль душевную, как боль физическую. Но повреждения появляются, когда такое напряжение затягивается. Повредиться может психика с появления невроза и функциональных расстройств организма, повредиться может и тело, когда функциональные расстройства превратятся в органические нарушения (например, появится язва в ЖКТ или опухоль в каком-то органе). 


Добрый вечер. Хотел спросить. Приобрел курс, начитался теории из курса и из книг Орлова( стыд вина обида любовь), прослушал все его лекции,но не могу понять как прорабатывать эмоции. В одной ситуации может быть гамма чувств: и обида и вина и стыд.Не могу понять как эти эмоции разъединить и прорабатывать по отдельности.Например при вспоминании обиды возникает вина и я усилием воли стараюсь не обращать на нее внимания и работать только с обидой. Но в результате это приводит к тому, что я нахожусь в сильном напряжении, хотя начинаю работу в состоянии покоя. Подскажите как эти эмоции можно разделить? С Уважением Андрей

Ответ: Добрый день, Андрей! Если будете давать названия своим вопросам, они не затеряются.


Теперь собственно ответ. Вы пока учитесь работать с эмоциями. Поэтому нужно начинать работать с теми ситуациями, в которых вы точно можете определить доминирующую эмоцию. Вам нужно начать с простых обид. Идите от простого к сложному.  Проработаете простые обиды, тогда вам легче будет работать и со сложными обидами и с другими эмоциями.


Если не можете удержаться в состоянии покоя, когда начинаете работать с эмоциями, то это хороший повод поработать с листом благополучия и со своей способностью переключаться на состояние безмятежности. Это должно быть хорошо отработано перед тем, как вы начали разбираться со своими негативными эмоциями.  


Добрый день. Скажите пожалуйста как отличить стыд и отвращение к себе, к своей внешности. Что в стыде что в отвращении это же недовольство собой. Спасибо.

Ответ: Стыд это производное из того, что требования человека к самому себе, как к личности, не выполняются им самим же.


А социальное отвращение возникло как социализация рвотного поведения. Оно используется социумом, когда нужно членам этого социума привить крайне негативное отношение к чему-либо. Социальное отвращение вырабатывается у человека эмпатически - через наблюдение этого чувства у тех, кто значим и кому этот человек сопереживает.


Отвращение способно усиливать до предела негативные эмоции. Стыд и комплекс неполноценности в отношении своего тела может быть усилен отвращением. Тогда человек начинает ненавидеть то, как выглядит его тело. Чувство вины может превратиться в ненависть к самому себе, если человек начинает считать отвратительным свой поступок, вызвавший вину.


Если вам до тошноты противно то, как выглядит ваше тело, или то, какими свойствами оно обладает, значит к стыду примешано отвращение. Отвращение побуждает действия отвержения.

С отвращением справиться легче. Может быть, будет достаточно хорошо проанализировать, откуда оно взялось.
Со стыдом, скорее всего, надо будет работать основательнее.


1-100 101-128

Жить среди здравомыслящих, психически благополучных людей приятнее и веселее!

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz