САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (Санкт-Петербургский центр) - Научные исследования
Вы вошли какГость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS

На базе саногенного мышления стартовал новый проект "ДУША"
Жми на кнопку и переходи!:


На базе саногенного мышления стартовал новый проект "ДУША" Жми на кнопку и переходи!:

 

 

 

Научные исследования в области Саногенного Мышления

 

Ниже приведен список научных работ с краткими их описаниями, посвященных исследованию метода Саногенного Мышления. Этот список далеко не полный, но он дает представление о том, что СГМ является новой и строго научной системой. Обучение СГМ позволяет достигать эффективных результатов и в обыденной жизни (рядовым обывателям), и у младших школьников, и у студентов, и у спортсменов, и у бизнесменов в сфере менеджмента.

 

Интересующимся этими работами, могут быть высланы ссылки.

 

(Примечание: термин «саногенная рефлексия» был введен специально, для проведения научных исследований в области саногенного мышления. Саногенная рефлексия это умение объективно видеть и объективно осознавать себя, свои эмоции, свои мысли и проблемы, что позволяет человеку выбирать правильные программы поведения в различных ситуациях. Саногенная рефлексия является средством достижения саногенного мышления.)

 

 

 

Докторские и кандидатские диссертации

 

 

 

1. Морозюк С. Н.

 

«Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности»

 

Докторская диссертация

 

Москва – 2003г.

 

Было отобрано более одной тысячи студентов нескольких ВУЗов для проведения исследования. Затем была проведена психодиагностика их личностных и характерологических особенностей. После чего, экспериментальную группу обучили саногенной рефлексии, на основе модели и алгоритма по развитию саногенного мышления (СГМ), разработанного Ю.М. Орловым. В завершении эксперимента провели повторную психодиагностику личностных и характерологических особенностей студентов экспериментальной группы и сравнили с результатами диагностики, полученными до обучения.

 

Результаты исследования позволяют считать правомерным следующий вывод:

 

Саногенная рефлексия является фактором оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности, а технология обучения саногенной рефлексии, на основе модели и алгоритма по развитию саногенного мышления (СГМ), разработанного Ю.М. Орловым, является эффективным средством развития саногенной рефлексии.

 

Проще говоря, выводы исследования таковы: обучение саногенной рефлексии эффективно развивает способность к рефлексии, а также приближает к норме отклонения в чертах характера человека и повышает учебную успеваемость.

 

 

 

2. Россохин А.В.

 

«Личностная саногенная рефлексия в измененных состояниях сознания»

 

Кандидатская диссертация.

 

Москва – 1993г.

 

В этой работе было проведено исследование влияния обучения саногенной рефлексии (элементам саногенного мышления) на эффективность психокоррекции человека методами с погружением в ИСС (измененные состояния сознания) и без такового. А также было проведено сравнение эффективности психокоррекции при обучении саногенной рефлексии с эффективностью применения дыхательной системы «ребефинг», позволяющей вводить человека в ИСС.

 

Выводы исследования таковы: обучение саногенной рефлексии дает устойчивые положительные изменения личности, в то время как ребефинг лишь временные. Обучение саногенной рефлексии может быть использовано для самостоятельного использования этого метода, хотя работа с инструктором оказалась более эффективной. Метод обучения саногенной рефлексии более эффективен для психокоррекции при использовании его в ИСС, чем без таковых.

 

 

 

3. КРАЙНОВА Ю. Н.

 

«САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

 

Кандидатская диссертация.

 

Москва – 2010г.

 

В данном исследовании использовалась группа студентов Московского педагогического государственного университета, у которых определялся уровень эмоциональной компетентности до обучения саногенной рефлексии и после. Эмоциональная компетентность это способность понимать, правильно выражать и управлять своими эмоциями.

 

Итоги таковы: После обучения саногенной рефлексии (элементам саногенного мышления) у испытуемых повысились интроэффекты в проявлении экспрессивности, саморегуляции, эмпатии; снизились показатели психологических защит. Кроме того, по всем шкалам значительно сократилось количество «крайних» значений (высоких и низких), и наблюдается тенденция к гармонизации проявления исследуемых компонентов эмоциональной компетентности. Таким образом, саногенная рефлексия является внутренним фактором развития эмоциональной компетентности.

 

Обучение саногенной рефлексии благоприятно повлияло на уровень тревожности студентов: существенно снизился уровень высокой ситуативной тревожности и высокой личностной тревожности. Стойкость полученных результатов подтверждена данными контрольного исследования, проведенного через год после формирующего эксперимента.

 

Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что саногенная рефлексия является системообразующим компонентом и внутренним фактором развития эмоциональной компетентности будущих педагогов.

 

 

 

4. Кананчук Л.А.

 

«САНОГЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ

 

СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

 

Кандидатская диссертация

 

Москва – 2010г.

 

Исследование проводилось на группе студентов Восточно-Сибирской Аадемии Образования. Всего обследовано представителей бурятской этнической группы - 43, русских – 94. Определялись различные психологические показатели у членов контрольных групп до и после обучения саногенной рефлексии (элементам саногенного мышления).

 

Выводы исследования таковы: Представители разных этнических групп имеют разную выраженность тех или иных видов психологических защит. Трудности психологической адаптации студентов разных этнических групп обусловлены зачастую неосознаваемыми этническими стереотипами и особенностями защитной рефлексии: чем выше показатели защитной рефлексии по поводу переживаний обиды, вины, ментальной агрессии против себя и других, страха неудачи, тем ниже показатели психологической адаптации личности в полиэтнической среде вуза.

 

В экспериментальном исследовании установлено, что саногенная рефлексия как когнитивный механизм способствует конструктивному разрешению противоречий между необходимостью адаптации и неспособностью преодолевать кризисы в межэтнических отношениях.

 

Позитивные изменения показателей психологической адаптации респондентов - представителей разных этнических групп в ходе эксперимента подтвердило гипотезу: саногенная по направленности и содержанию рефлексия является фактором психологической адаптации студентов в полиэтнической среде вуза. Чем выше развитие саногенной рефлексии, тем интенсивнее ее влияние на успешность психологической адаптации.

 

 

 

5. Павлюченкова Н.В.

 

«Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности»

 

Кандидатская диссертация.

 

Москва – 2008г.

 

Объект исследования - эмоциональная компетентность курсантов и студентов вуза МВД.

 

Обучение саногенной рефлексии курсантов Восточно-Сибирского института МВД России осуществлялось через социально-психологический тренинг и ведение дневниковых записей.

 

Обследование, проведенное после обучения, показало, что повысился уровень саногенной рефлексии, одновременно повысился уровень развития саморегуляции, эмпатии, экспрессивности. Произошло снижение защитной рефлексии. После эксперимента оптимизировался уровень тревожности, что свидетельствует о повышении эмоционального благополучия. Благодаря этому можно констатировать повышение эмоциональной компетентности через обучение саногенной рефлексии.

 

 

 

6.Рудаков А..Л.

 

«Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности»

 

Кандидатская диссертация

 

Москва – 2009

 

Исследование проводилось на группе спортсменов-борцов.

 

С целью развития навыков саногенной рефлексии у спортсменов-борцов была разработана программа, рассчитанная на 96 часов. Основными формами обучения саногенной рефлексии являлись самостоятельное изучение спортсменами теории саногенной рефлексии и саногенного мышления, ведение дневниковых записей и медитативная графика.

 

Исследование, проведенное после обучения, показало, что у спортсменов экспериментальных групп повысился уровень саногенной рефлексии, показатель потребности в достижениях, интернальность по поводу неудач, снизились показатели ситуативной и личностной тревожности, уменьшилось психическое напряжение и снизился уровень адаптационных реакций (с реакций переактивации и стресса к реакциям повышенной активации и тренировки).

 

Исходя из этого, можно констатировать, что саногенная рефлексия является фактором личностного развития, адаптации и управления отрицательными эмоциональными состояниями, что в данном исследовании является проявлением стрессоустойчивости.

 

 

 

Учебные пособия и статьи

 

 

 

1. Т.Н. Васильева

 

«ФОРМИРОВАНИЕ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО

 

ШКОЛЬНИКА»

 

Учебное пособие

 

Калининград – 1996г.

 

В этом пособии раскрываются сущность, место саногенного и патогенного мышления в структуре личности младшего школьника, выявляется их специфика в свете педагогических про­блем, содержится программа формирования саногенного мышления младшего школь­ника.

 

Предназначено для студентов педагогического факультета университета, учителей и практических психологов сферы образования.

 

 

 

2. Адамян Л.И.

 

аспирант МПГУ

 

«СВЯЗЬ САНОГЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ»

 

Статья.

 

Экспериментальное исследование проводилось со студентами Московского педагогическо­го государственного университета и со студентами факультетов «Прикладная математика и фи­зика» и «Двигатели летательных аппаратов» на базе Московского авиационного института, общей численностью 103 человека.

 

В результате проведенного исследования были получены следующие данные.

 

Была обнаружена тесная корреляционная связь показателя саногенное мышление с об­щим уровнем саморегуляции (0,80), умеренная связь с интернальностью в области достижения (0,32), общим уровнем интернальности (0,38) и потребностью к достижению (0,36). Следова­тельно, развивая саногенную рефлексию, возможно повысить уровень саморегуляции, общей интернальности, интернальность достижения и потребность в области достижения.

 

Таким образом, выявленные положительные корреляции показывают, что развитие сано­генной рефлексии является фактором психологической устойчивости личности.

 

 

 

3. А.Л. Рудаков

 

«Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте»

 

Монография.

 

Красноярск , 2011

 

В данной книге решается проблема саногенной (оздоравливающей) рефлексии.

 

Автор утверждает, что саногенная рефлексия как фактор повышения стрессоустойчивости направлена на достижения и способствует:

 

а) изменению общей направленности личности (доминирующе-аффилирующий профиль изменяется в сторону усиления потребности в достижениях);

 

б) изменению локуса субъективного контроля личности от экстернального к интернальному;

 

в) развитию адаптационных реакций тренировки и активации;

 

г) снижению объема защитной рефлексии по поводу переживания отрица­тельных эмоций (обиды, вины, стыда, страха неудачи);

 

д) снижению уровня психической напряженности: ослабевает степень взаимосвязанности структурных компонентов личности (направленности, ло- куса контроля, тревожности, эмоций обиды, вины, зависти, страха неудачи, за­щитной рефлексии) и ее адаптационных реакций (тренировки, активации, стресса).

 

Материалы и методика развития саногенной рефлексии в процессе психо­логической подготовки спортсменов к соревнованиям внедрены в практику спортивных школ Красноярского края (Боготольская ДЮСШ, Лесосибирская ДЮСШ, Красноярская ШВСМ и школа борьбы г. Красноярска).

 

Полученные результаты могут служить теоретической и практической основой для психологического сопровождения процесса обучения в школах и вузах, подготовки спортсменов, а также организации практических семинаров и тренингов по развитию стрессоустойчивости.

 

 

 

4. Арцимович И.В.

 

«Саногенная рефлексия как фактор развития субъектности подростков, склонных к девиантному поведению»

 

Статья. Культурная жизнь Юга России. №1(30) 2009г.

 

Автор статьи считает, что рефлексия, в частности са­ногенная, выступая базовым инструментом со­вершенствования человека, позволяет не только осознавать свои реальные достижения и недо­статки, но и способствует стремлению к самосо­вершенствованию, выработке адаптивных страте­гий поведения. Как следствие, она является фак­тором развития субъектности в коррекционной работе с подростками, склонными к девиантному поведению.

 

 

 

5. Морозюк Ю.В., Морозюк С.Н.

 

« Феномен управления организационным поведением и саногенный менеджмент»

 

Статья. Вестник финансовой академии. № 6(60) 2010г.

 

Авторы статьи утверждают, что современным менеджерам всех уровней необходимо овладеть основами психологического обеспечения управления организациями – саногенного менеджмента – нового стиля управленческой деятельности, в основе которого лежит парадигма ненасильственного управления персоналом на основе знания.

 

В третьем тысячелетии менеджмент, основанный на устрашении и запретах, – атавизм общественного развития. Насилие всегда вызывает сопротивление и требует постоянного увеличения масштабов принуждения, тотального контроля и наказания. Менеджер, осуществляющий свою управленческую деятельность на основе парадигмы насилия, стимулирования, а не мотивации, тратит свою энергию на принуждение, а исполнитель на сопротивление, и переживание отрицательных эмоций. Применение ненасильственной парадигмы управления существенно снижает затраты времени, средств и усилий на достижение результата, а следовательно, экономически более эффективно.

 

Читать далее (Новые публикации по СГМ)

Жми на кнопку и переходи!:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Жить среди здравомыслящих, психически благополучных людей приятнее и веселее!

Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный хостинг uCoz